Форум         Йога - 27  

Книга       Тантра        Сыроедение           Вход · Выход · Регистрация  
Страница 1 из 11
Модератор форума: soma 
ФОРУМ » * » > ЙОГА » Медитация
Медитация
НандиДата: Понедельник, 12 Апрель 2010, 06:37 | Сообщение # 1
Бхагаван
Группа: Администраторы
Сообщений: 852
Статус: Offline
Классический текст "Вишуддхи - марга" с комментариями Св. Вишну Дева.

"Вишуддхи - марга" - это руководство по практике медитации.

Учение изначального буддизма «Трипитака» («Три корзины») содержит Сутру – поучения Будды,
Ви-наю – дисциплинарные правила для монахов и Абхидхарму – теорию пути Пробуждения.

В 5 веке н.э. буддийский монах, достигший архатства Буддхагоша,
дал расширенное описание части Абхидхармы, посвященной медитации,
назвав его путь очищения «Вишуддхи-марга». Кто и от чего нуж-но очищаться?

Наше Истинное «Я» (Атман), изначально свободное и незапятнанное,
должно быть очищено от гру-бых оболочек, с которыми оно ложно отождествилось,
и вернуться в свое изначальное состояние – со-стояние единства с Всевышним Источником.

«Вишуддхи марга» – уникальное, полное, детальное описание практики медитативной поглощенности,
изменения сознания на пути к Просветлению, которое многие монахи Сутры заучивали его наизусть.

Предисловие

Ступени на пути Просветления

Текст Вишуддхи марга является каноническим текстом, принятым в монастыре,
согласно которому вы можете отслеживать развитие своей медитации.

До того как Будда достиг просветления, он учился у двух учителей.
Это были учителя индуистских школ шрамана, то есть бродячих аскетов-отшельников.
И те учения, которые они ему пере¬дали, это были учения о дхьянах,
вплоть до достижения седьмой или вось-мой дхьяны.

Существует два основных раздела базовых медитаций, это:
- так называемая Шаматха - безмятежность;
- Випашьяна - проникающая Мудрость, созерцание.

Безмятежность в основном связана с успокоением ума в сидячей медитации,
проникающая мудрость (Праджня), всегда связана с созерцанием.

И считается, что по-насто¬ящему успехи в созерцании наступают тогда,
когда мы реализовали высокий уровень безмятежности, то есть, когда мы
преуспели в сидячей ме-дитации в дхьянах.

Хотя ин¬дивидуальные склонности каждого из нас могут быть разными,
к примеру, у кого-то есть склонность к сидячей меди¬тации,
а у кого-то к созерцанию при ходьбе, путь концент¬рации и успокоения
ума безмятежностью является первой половиной пути, которую мы проходим.

Дальнейшее со¬зерцательное присутствие основано на безмятежности, открытой медитацией.
Такие вещи как расслаб-ление, отпускание, самоотдача, отрешенность, вхождение в недеяние,
игра, лила — они основаны на глу-боком переживании безмятежности.

И если у нас нет такого глубокого переживания безмятежности, то трудно созерцанию развиваться дальше.
Когда мы практикуем базовые медитации, такие как: Атма-вичара, Анапанасати, Махашанти,
все они ведут к переживанию разных уровней дхьяны. Дхьяна еще описывается, как поглощенность.

Когда мы говорим о пагубности поглощенности дхьянами, это не означает что само но себе
переживание дхьяны, это нечто плохое. Мы говорим о пагубности цепляния за поглощенность
дхьянами, но само переживание дхьяны есть показатель нашей глубокой медитации,
и при медитации сидя оно совершенно необходимо.

Итак, карта сознания заключается в том, что существует восемь уровней поглощенности,
которые каждый из вас должен понимать.

Свами Вишну Дэв

Вишуддхи - марга
Полное описание пути к просветлению

Дхьяна
(концентрация)

ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ

Практика начинается с Винаи – соблюдении привил дисциплины и моральной чистоты.
Такое постоянное смещение кармического видения в сторону чистых измерений реальности,
накопление заслуг тела, речи и ума сосредотачивают усилия медитирующего для изменения
его сознания во время медитации.

Так пагубные мысли, например, сексуальные фантазии или гнев ведут к
отвлечению внимания во время медитации. Для человека, серьезно относящегося
к медитации, это напрасная трата времени. Очищение означает сокращение числа отвлекающих мыслей.

Процесс очищения (Виная) представляет собой одной из трех главных ступеней
в монашеской тренировке, двумя другими являются самадхи (медитативная концентрация)
и джняна (проницательность). Про-ницательность здесь понимается в специфичном смысле
«видеть вещи, как они есть». Очищение, концен-трация и проницательность тесно взаимосвязаны.

Усилия по очищению ума облегчают начальную кон-центрацию, а она развивает проницательность.
Путем развития, либо концентрации, либо проницательно-сти чистота становиться вместо акта
воли легкой и естественной для медитирующего. Развитие любой из этих трех способностей вызывает развитие двух других.

Хотя здесь мы описали их линейное взаимодействие, на самом деле существует сложная
взаимосвязь в развитие у медитирующего чистоты, концентра-ции и проницательности.
Это три грани одного и того же процесса.

Процесс очищения в традиции Вишудхи-марги начинается с соблюдения
заповедей для мирян, нович-ков и монахов. Имеется пять заповедей для мирян:
удержание от убийства, воровства, внебрачных половых связей, лжи и опьяняющих напитков.
Для послушников (шраманера) этот список расширяется до де-сяти предписаний,
а первые пять становятся строже. У монахов существует 227 предписаний и соблюде-ний,
которые регулируют каждую деталь повседневной монастырской жизни.

Хотя практика чистоты ме-няется в зависимости от образа жизни, цель ее остается той же самой:
она является необходимой подго-товкой для медитации.
На одном и том же уровне существуют заповеди, но той чистоте, что обуславливается их соблюдени-ем,
придается второстепенное значение. Чистота понимается не только в обычном смысле внешнего,
но также как работа сознания, из которого возникают правильные речь, действия и мысли.

Так, например, Вишуддхи-марга дает совет, в случае возникновения сексуальных мыслей,
немедленно пресекать их путем созерцания своего тела в аспекте его отвратительности.
Этот объект должен освободить медитирующего от мыслей стыда, вины, угрызений совести,

точно также как и от сексуального желания. Поведение контролируют, потому что оно воздействует на ум.
Акт очищения означает создание спокойного и подчи-ненного ума.
Моральная чистота имеет значение только как умственная чистота.

Поскольку целью очищения является ум, находящийся под контролем, обуздание
чувств является ча-стью процесса очищения. Средством для этого служит незабывание, осознавание.
При незабывании кон-троль над чувствами возникает через привычку простого наблюдения чувственных восприятий,
не позво-ляя им возбуждать в уме цепочки мыслей, реагирований.

При систематичности, незабывание превращает-ся в практику созерцания (випассаны),
видения вещей как они есть, и становится прямой дорогой к со-стоянию Нирваны.
Ежедневная практика незабывания ведет к отделению медитирующего от его собст-венных восприятий и мыслей.
Он становится сторонним наблюдателем потока своего сознания, привлека-тельность обычных
умственных состояний ослабевает и подготавливается путь к пробужденным состоя-ниям сознания.

На начальных стадиях, прежде чем обрести твердое незабывание, медитирующий отвлекается
окру-жающей обстановкой. В соответствии с этим Вишуддхи-марга дает инструкции начинающему
для опти-мального стиля жизни и обстановки. Он должен жить «честным трудом»,
чтобы источник его финансовой поддержки не вызывал опасений.

Монахам запрещаются такие профессии как астрология, гадание по ла-дони, толкование снов,
в то время как нищенствование рекомендуется. Имущество должно быть сведено к минимуму.
Монах должен обладать только восемью статьями: тремя мантиями, поясом, чашей для сбора
подаяний, бритвой, иглой для починки одежды и сандалиями. Его трапеза должна быть умеренной:
при-нятой пищи должно быть достаточно для поддержания физического здоровья, но его не должно клонить в сон после еды.

Место его обитания должно находиться в стороне от населенных мест и быть уединенным.
У домохозяев которые не могут жить в изоляции, должна быть оставлена комната для медитации.
Следует избегать чрезмерного внимания к телу, но в случае заболевания нужно принимать определенные лекарства.

Приобретя восемь вещей имущества, пищу, жилище и лекарства, человек, практикующий медитацию,
должен добывать лишь то, что необходимо для его здоровья. При добывании этих вещей он
должен дей-ствовать без жадности, с тем, чтобы даже его материальные нужды не были затронуты нечистотой.

Так как на состояние ума человека воздействуют состояния ума людей, с которыми он сталкивается,
серьезный ученик должен окружить себя людьми такого же образа мыслей, как и у него.
У сангхи, кото-рая определяется в узком смысле, как те, кто достиг Нирваны, а в широком,
как общность людей на пути, есть одно преимущество: компания сосредоточенных, устремленных
к цели людей способствует медита-ции, а компания людей возбужденных,
сбитых с толку и поглощенных мирскими заботами – мешает ей.

Возбужденные, по-мирски настроенные люди не ведут к отречению, бесстрастию
и спокойствию,- качест-вам, которые стремится культивировать ученик,
подобно тому как не приводит к этому пустая болтовня на пути.

Типично мирские, бесполезные разговоры были перечислены Буддой, как следующие:
О королях, ворах, министрах, армиях, голоде и войне; о еде, питье, одежде и жилье;
о призах, духах, родственниках, повозках, городах и странах; о женщинах и вине,
уличных сплетнях; о предках и различ-ных пустяках; разговоры о зарождении мира;
разговоры о том, является какая-либо вещь тем или другим, и тому подобные разговоры.

На более поздних стадиях медитирующий может обнаружить, что вещи когда-то
оказывающие по-мощь становятся препятствием. Вишуддхи-марга перечисляет девять
категорий привязанностей, которые все препятствуют прогрессу в медитации:

1. Какое-то постоянное место обитания, если содержание его в исправности вызывает беспокойства.
2. Семья, если ее благосостояние вызывает беспокойство.
3. Увеличивающиеся дары или репутация, которая влечет за собой необходимость много времени проводить с поклонниками.
4. Наставление учеников или занятость их обучением.
5. Планы «что-то сделать».
6. Близлежащие поездки.
7. Заболевание, требующее соответствующего лечения.
8. Теоретическое обучение, не сопровождающееся практикой.
9. Сверхъестественные психические силы, практика которых становится более интересной, чем медитация.

Избавление от такого рода обязательств освобождает человеку путь для медитации;
таково «очище-ние» в смысле свободы ума от всех беспокоящих вещей.
Жизнь монаха предназначена для такого рода свободы; что касается мирянина,
то уединения на короткое время дают ему временную передышку.

Эти аскетические практики необязательны для «срединного» пути Будды.
Серьезный монах может практиковать их, если найдет какую-либо из них полезной.
Но он должен быть осторожен в занятиях ими, чтобы они не приковывали чересчур его внимание.

Эти практики включают в себя только ношение одеж-ды из лохмотьев,
съедание только одной тарелки пищи и только один раз в день, жизнь в лесу под дере-вом,
обитание на кладбище или открытой местности, бодрствование по ночам.

Хотя они и не обязательны,
Будда хвалит тех, кто следует такого рода образу жизни «ради умеренности, умиротворенности,
простоты, отречения» и в то же время критикует тех, кто гордится тем, что практикует аскетизм
и смотрит сверху вниз на тех, кто этого не делает. В любом из аспектов тренировки
духовная гордыня нарушает чистоту.

Все, что приобретается благодаря аскетизму, утрачивается из-за гордости.
Цель очищения - это просто ум, не озабоченный внешними вещами, спокойный и готовый для медитации.

 
НандиДата: Понедельник, 12 Апрель 2010, 06:46 | Сообщение # 2
Бхагаван
Группа: Администраторы
Сообщений: 852
Статус: Offline
Вступление на путь медитации

Чистота - это психологическая основа для концентрации.
Сущность концентрации состоит в неотвле-каемости; очищение - это систематическое сокращение источников отвлечения.
Работа занимающегося медитацией человека состоит в достижении собранности ума, его однонаправленности.

Обычно поток мыслей беспорядочен и рассеян. Цель концентрации в медитации заключается в том,
чтобы сфокусировать мыслеток путем фиксирования ума на отдельном объекте, предмете медитации.

На позднейших ста-диях концентрированной медитации ум не только направляется на объект,
но и проникает в него; полно-стью растворенный в нем ум стремится достичь единства с объектом.
Когда это происходит, объект ста-новится единственной вещью в сознании медитирующего.

Любой объект, на который направляется внимание, может быть выбран в качестве объекта
концентрированной медитации, которая просто поддерживает одиночную точку в фокусе.
Но характер объекта оп-ределенным образом влияет на исход медитации.

Вишуддхи-марга рекомендует сорок объектов для концентрации:

 десять кашинас (окрашенных колес около фута в окружности): земля, вода, огонь, воздух, темно-голубой, желтый, кроваво-красный, белый, светлый, ограниченное пространство.
 десять асубхас: вызывающий отвращение, гниющий труп, например, раздутый труп, обглоданный труп, кишащий червями труп, и т.д. включая скелет; отвратительность пищи.
 десять размышлений: об атрибутах Будды, Учении, сангхе, спокойствии, своей собственной чисто-те, своей собственной терпимости, своим обладанием божественными качествами или о неизбежности смерти, созерцание тридцати двух частей тела или входящего и выходящего дыхания.
 Четыре Безграничных состояний: любви и доброты, сострадания, радости, радости других, самооб-ладание, беспристрастие.
 четыре бесформенных созерцания: бесконечного пространства, бесконечного сознания, сферы пус-тоты и сферы «ни восприятия, ни не-восприятия»;
 четыре физических элемента: земля, воздух, огонь, вода как абстрактные силы (т.е. сила отталкива-ния, способность передвигаться, тепло, сила сцепления).

Каждый из этих объектов имеет специфичные последствия на природу, глубину,
побочные продукты концентрации; медитация на трупе, например, становится
очень отличной от медитации на любви и доброте. Все эти объекты удобны для развития
концентрации до глубины состояния Нирваны.

Концентрация, вызванная объектами сложной природы, как, например, атрибутами Будды,
менее собранная чем концен-трация на отдельных объектах, например, на кашина земли,
колесе цвета глины.

Помимо глубины концен-трации, вызываемой различными объектами, каждая их медитация
имеет различные побочные психологи-ческие эффекты. Медитация на любви и доброте,
например, имеет несколько результатов: человек спит и бодрствует в комфорте, он не видит плохих снов,
он дорог всем существам, его ум легко концентрируется, у него безмятежное выражение лица, он умирает спокойно.

Будда считал, что люди различных темпераментов подходят для различных объектов концентрации.
Его указания для подбора наиболее подходящих объектов, базируется на следующих четырех главных типах темперамента:

1. Человек, предрасположенный к ненависти.
2. Похотливый, заблуждающийся или легко возбудимый.
3. Склонный к вере.
4. Смышленый человек.

Объектами, подходящими для ненавистника являются: Четыре бесконечных состояния и
четыре окрашенных кашина; для похотливого – десять трупов, части тела и дыхание;
для верующего – первые шесть размышлений; для смышленого – размышления над смертью,
отвратительностью пищи и физиче-ских элементов. Остальные объекты подходят для всех.

Вишуддхи-марга также определяет подходящее физическое окружение для каждого типа.
Для охотливого человека, например, предназначается тесная хижина без окон, расположенная
в опасной местности, по соседству с не дружески настроенными людь-ми;
для ненавистника наоборот предназначается удобный, просторный коттедж, в приятной местности вблизи охотно помогающих людей.

Учитель

Великим Гуру, учителем медитации был Будда Шакьямуни, который достиг Окончательного Совер-шенного Просветления.
Он с абсолютной точностью подбирал для монахов подходящую практику для концентрации.
Вишуддхи-марга советует ученику обрести приверженность Учителю в зависимости от уровня
Освобождения последнего: чем выше уровень, тем лучше учитель.

Советы учителя имеют ре-шающую значения для ученика, прокладывающего себе
путь через незнакомую умственную территорию. Ученик «ищет убежища» в своем
учителе, приняв обеты служить ему, выполняя его наставления.

Ученик отказывается от Эго, от источников препятствий, которые мешают ему заниматься
медитацией и следовать по этому пути до точки выхода за пределы эгоизма.
Но ответственность за спасение лежит на собственных плечах ученика, а не на плечах учителя;
Учитель - это только «добрый друг» на пути. Учи-тель указывает путь; ученик должен идти сам.

Сущность роли, играемой учителем, выражена в следую-щих строках:
«Если вы желаете узнать дорогу в гору, вы должны спросит у человека, который ходит по ней взад и вперед».

ПУТЬ КОНЦЕНТРАЦИИ

Вначале фокус внимания отклоняется от объекта медитации. Как только он замечает это отклонение,
он возвращает свое сознание обратно в надлежащий фокус. Его однонаправленность
еще является случайной, приходящей порывами. Его ум колеблется между объектами медитации
и отвлекающими чувст-вами и ощущениями.

Первая веха на пути концентрации будет пройдена, когда внешние отвлекающие раздражители,
такие как близкие звуки, а также волны его собственных различных мыслей и чувств перестают
оказывать влияние на ум медитирующего. Хотя он и слышит звуки, и отмечает мысли и чувства,
они не нарушают его спокойствия.

На следующей стадии ум медитирующего фокусируется на объектах медитации
в течении продолжи-тельных периодов. Способность возвращать свой ум,
когда он отвлекается, постепенно возрастает по мере того, как медитирующий
видит пагубные результаты отвлечения (т.е. возбуждения) и чувствует преиму-щества спокойной однонаправленности.

После того как это произошло, медитирующий получает способ-ность преодолевать привычки,
препятствующие спокойной собранности, такие как скука из-за жажды но-визны.
Теперь ум медитирующего способен не отвлекаться в течение продолжительных периодов.

На грани растворения

На ранних стадиях медитации существует напряжение между концентрацией
на объекте медитации и от отвлекающими мыслями. Главными причинами отвлечения
являются чувственные желания; желания причинить зло, отчаяние и гнев; лень и апатия;
возбуждения и беспокойство; а также сомнение и скептицизм.

С практикой приходит момент, когда эти препятствия полностью покоряются.
За этим наблюдается заметное оживление концентрации. В этот момент начинают
преобладать такие ментальные свойства, как однонаправленность и блаженство,
который окончательно созревают при полном растворении.

Каждый из этих свойств ужу испытывалось ранее на различных стадиях,
но когда они наступают оба сразу, их появ-ление имеет особую силу.
Это первое заслуживающее внимание достижение в концентрированной меди-тации.
Так как это является состоянием, граничащим с полным растворением, она называется «подсту-пающей» концентрацией.

Сейчас состояние концентрации подобно ребенку и еще не может твердо стоять на ногах,
но уже пы-тается делать это. Ментальные факторы полного растворения на уровне подступа
еще не достаточно сильны; их появление носит случайный характер, ум колеблется между
ними и своей внутренней речью, обычными размышлениями и отвлекающими мыслями.

Медитирующий все еще открыт своим чувствам и осознает еще окружающие шумы
и телесные ощущения. Хотя объект медитации преобладает, еще не за-нимает весь ум полностью.
На этом уровне подхода возникают сильные чувства пыла или восторга, вме-сте со счастьем,
удовольствием и невозмутимостью.

Имеют место также быстротечные притяжения вни-мания к объекту медитации, словно
разбивающиеся об него, или более непрерывная фокусировка на нем. Иногда имеют место
светящиеся образы или вспышки яркого света; особенно если объектом медитации
является кашина или дыхание.

Может также наступать ощущение легкости, та словно тело плывет в воздухе.
Подступающая концентрация - это ненадежное достижение. Если в данный раз она не
выливается в более полное растворение, в промежутке между занятиями ее нужно оберегать,
избегая отвлекающих действий или встреч.

 
НандиДата: Пятница, 07 Май 2010, 17:55 | Сообщение # 3
Бхагаван
Группа: Администраторы
Сообщений: 852
Статус: Offline
Видения
Опасность ошибок и отклонений

Видения могут посещать человека на пороге этого уровня, когда такие факторы, как восторг,
уже со-зрели, но перескакивающие вещи с одного на другое мысли продолжают иметь место,
и продолжительная фокусировка на объекте концентрации все еще слаба.

Если бы непрерывная концентрация достигла своей полной силы, то ментальные процессы
нужные для видений были бы пересечены до тех пор, пока внима-ние остается прикованным
к главному объекту.

По этой причине подступающий и более глубокие уровни растворения прямо противоположны видениям,
но при приближении к подступающему уровню (или при выходе из более глубокого растворения)
видения весьма вероятны.

Видения могут быть устрашающими: вид собственного трупа, например, вид угрожающего
и вселяющего ужас зверя, а могут быть и очень доб-рыми: например, фигура благожелательного божества или Будды.
Медитативные видения очень живые, Вишуддхи-марга говорит, что они столь же реальны, как и беседа с гостем, который нанес визит.

Делается предупреждение, что люди с недостатком заслуг без приверженности,
могут сойти с ума от вселяющих ужас видений. Другая опасность заключается в том,
что медитирующего захватывают прекрасные виде-ния, и он останавливает дальнейшие
продвижение, делая их целью свое медитации и отказываясь от даль-нейшего упрочения концентрации.
Цель медитирующего за пределами видений. В дзэн-буддизме говорят: «Если ты встретишь Будду, убей его».

Первая дхьяна

При продолжительном непрерывном фокусировании ума объекте медитации наступает момент,
когда первых раз преодолевается поверхностное сознание. Это является полным поглощением
(растворением) или дхьяной. Ум внезапно как бы погружаться в объект и остается в нем неподвижно.

Мешающие мысли полностью исчезают. Нет не чувствующих восприятий, ни обычного
осознания своего тела; физическая боль не ощущается. В сознании преобладает восторг,
блаженство и однонаправленность (экаграта). Они являются ментальными факторами,
которые при их одновременном наступлении констатируют наличие состояния дхьяны.

Существует тонкое различение между восторгом и блаженством. Восторг на уровне первой
дхьяны подобен первому удовольствию или волнению, когда получаешь давно искомый предмет;
блаженство - это обладание этим объектом.

Восторг может ощущаться, как подъем волос на теле, как мгновенная ра-дость, вспыхивающая
и исчезающая подобно молнии, как волны, прокатывающиеся по телу раз за разом, как
ощущение левитации или как погружение в водоворот счастья.

Блаженство - это более смягченное состояние продолжительного экстаза. Экаграта - это свойство ума,
которое сосредоточивает его в состоя-нии дхьяны. Первое знакомство с дхьяной длится лишь мгновение,
но путем непрерывных усилий поя-вится способность удерживать это состояние
в течение все более и более длительных интервалов.

Пока вы не овладели дхьяной, она будет неустойчивой и легкоутрачиваемой.
Полное мастерство приходит тогда, когда медитирующий может достигать дхьяны когда угодно,
где угодно, сразу же и на период любой про-должительности, как только он этого пожелает.

Вторая дхьяна

В ходе медитации однонаправленность становится все более и более интенсивной
путем последова-тельного исключения факторов дхьяны. Однонаправленность поглощает
энергию, запасенную в других факторах, расположенных на более низком уровне.

Дальнейшее усиление однонаправленности после ов-ладения первой дхьяной требует
исключения как начального, так и повторных возвращений внимания к объекту медитации.
После выхода из этой дхьяны эти процессы, затрагивающие внимание, кажутся
гру-быми в сравнении с другими более тонкими факторами дхьяны.

Точно также как были преодолены пре-пятствия при достижении подступающего уровня
и точно так же как были успокоены мысли при дости-жении первой дхьяны, начальное и
повторное внимание к главному объекту оставляется на пороге второй дхьяны.

Чтобы выйти за пределы этих видов внимания, медитирующий входит в первую дхьяну
путем фокусирования внимания на главном объекте. Но затем он освобождает ум от всех
мыслей об этом объек-те и вместо этого обращает свой ум к восторгу, блаженству и однонаправленности.

Этот уровень раство-рения более тонок и стабилен, чем первый. Теперь ум медитирующего
полностью свободен от всех вер-бальных, выразимых словами мыслей и даже от мыслей такого
рода о главном объекте. Остается только отраженный образ этого объекта, как фокус однонаправленности.

Третья дхьяна

Чтобы идти еще глубже, медитирующий овладевает второй дхьяной, точно также как он овладел пер-вой.
Затем, после выхода из второй дхьяны, он видит, что восторг - форма возбуждения - более груб по
сравнению с блаженством и однонаправленностью.

Тогда он вновь созерцает главный объект и сначала оставляет мысли об объекте, а потом о восторге,
достигая таким путем третьего уровня дхьяны. На треть-ем уровне растворения имеет место чувство
невозмутимости по отношению даже к высочайшему востор-гу.

Такая уравновешенность появляется по мере постепенного исчезновения восторга.
Эта дхьяна очень тонкая, и без этой вновь возникшей невозмутимости ум медитирующего
был бы отброшен назад к востор-гу. Если он остается в этой третьей дхьяне, то чрезвычайно
приятное блаженство переполняет медити-рующего и затем растекается по его телу.

Благодаря тому, что на этом уровне блаженство сопровождается невозмутимостью, ум
медитирующего сохраняет однонаправленность на эти тонкие измерения и не ска-тывается
обратно к более грубому восторгу. Овладев третьей дхьяной, так же, как он овладел
предыду-щие, медитирующий может двигаться дальше, если видит, что блаженство
более беспокойно, чем однона-правленность или невозмутимость.

Четвертая дхьяна

Чтобы проникнуть еще глубже, медитирующий должен остановить все формы умственного удоволь-ствия.
Он должен отказаться от всех тех ментальных состояний, которые могут воспрепятствовать
более полному спокойствию, даже от блаженства и восторга. С полным прекращением блаженства
однонаправ-ленность и невозмутимость набирают полную силу.

В четвертой дхьяне чувство телесного удовольствия полностью оставляются; чувство физической
боли полностью исчезли в первой дхьяне. Нет ни одного ощущения, ни одной мысли.
В этом чрезвычайно тонком состоянии ум медитирующего покоится вместе с однонаправленностью в невозмутимости.

По мере того, как его ум становился все более и более спокой-ным на каждом уровне растворения,
его дыхание также успокаивалось. На этом четвертом уровне дыха-ние медитирующего настолько
спокойно, что он не может ощутить ни малейшего движения. Ему кажется, что его дыхание полностью прекращается.

Дхьяна Мира-Без-Форм

Следующий шаг в концентрации, являющийся вершиной четырех состояний, называется «бесформен-ным».
Первые четыре дхьяны достигались концентрацией на материальной форме или некоторой концеп-ции,
полученной из предыдущих концентраций. Но медитирующий достигает бесформенных состояний путем
выхода за пределы восприятия всякой формы.

Для входа в первые четыре дхьяны медитирующий был должен опустошать свой ум от ментальных факторов.
Для входа в каждую из последующих бесфор-менных дхьян медитирующий один за другим замещает
объекты концентрации на более тонкие. Все бес-форменные дхьяны разделяют ментальные факторы
однонаправленности и уравновешенности, но на каж-дом уровне эти факторы становятся более утонченными.

Концентрация приобретает нерушимость. Ничто не может вывести медитирующего из нее, но он сам через
определенные, установленные им самим про-межутки времени выходит из нее, возвращаясь в то же самое
состояние, в каком он был перед вхождени-ем в нее.

Пятая Дхьяна

Медитирующий достигает первой бесформенной дхьяны, путем входа в четвертую дхьяну через одну из кашина.
Умственно расширив размеры кашина до максимально вообразимых пределов, он затем пере-водит
свое внимание с окрашенной кашины в занимаемое ею пространство в качестве объекта созерцания.

И, с совершенно зрелой невозмутимостью и однонаправленностью, ум медитирующего теперь
пребывает в сфере, где исчезли всякие восприятия формы. Его ум настолько прочно утвердился
в этом высшем соз-нании, что ничто не может потревожить его. И все же едва заметные следы
чувств еще существуют в этой пятой дхьяне, хотя они и игнорируются.

Стоит обратить на них внимание, как состояние растворенности нарушится.
Сразу после овладения пятой дхьяной медитирующий проникает еще глубже путем
достижения сна-чала осознания Бесконечного Пространства, и затем переключения своего внимания
на это Бесконечное Осознание. На этом отрезке пути оставляются мысль о Бесконечном Пространстве,
и остается беспред-метное Бесконечное Осознание.

Это знаменует собой шестую дхьяну. Овладев шестой, медитирующий переходит к седьмой
путем входа в шестую и последующего перенесения своего внимания на не-существование Бесконечного Сознания.
Таким образом седьмая дхьяна - это растворение в Ничто или Пустоте, как ее объекте.
То есть, ум медитирующего берет в качестве объекта своего осознания отсутст-вие каких-либо объектов.

Овладев седьмой дхьяной, медитирующий может обозреть ее еще раз и найти, что какое-либо
присут-ствие восприятия все же является помехой, и что отсутствие его будет более возвышенным.
Определив так свою задачу, медитирующий достигает восьмой дхьяны, предварительно войдя в седьмую.

Затем он переключает свое внимание на аспект умиротворенности и уходит от восприятия Пустоты.
Утонченность этого перехода обуславливается тем условием, что не должно быть ни намека на желании
при достижении этой умиротворенности или ухода от восприятия ничто.

Уделяя внимание умиротворенности, он достига-ет сверхтонкого состояния, где существуют только
остаточные ментальные процессы. Здесь вообще нет грубого восприятия: это состояние «не восприятия».
Здесь сверхтонкое восприятие: т.е. «не не-восприятие». Поэтому восьмая дхьяна называется
Сферой «ни восприятия, ни не-восприятия».

Нет реши-тельно никаких ментальных состояний: остались их остатки, хотя и они почти отсутствуют.
Это состояние подхода к конечным пределам восприятия, как ума, так и тела. По мере продвижения
через бесформенные дхьяны обмен веществ в теле медитирующего все более замедляется.

«Восьмая дхьяна»,- говорит один садху, - состояние настолько тонкое, что нельзя сказать существует оно или нет».
Каждая дхьяна покоится на предыдущей. Войдя в какую-либо дхьяну, ум медитирующего устремляет-ся вверх, пересекая один за другим уровни дхьяны путем исключения грубых элементов в каждой из них. В ходе практики это пересечение уровней
становится почти мгновенным, ум остается на каждом из них не более нескольких мгновений сознания.

По мере исключения более грубых ментальных факторов концен-трация усиливается. Степень грубости
объекта медитации ограничивает глубину дхьяны, которую может достичь с помощью этого объекта
медитирующий. Чем проще объект, тем глубже дхьяна.

 
ФОРУМ » * » > ЙОГА » Медитация
Страница 1 из 11
Поиск:



      Rambler's Top100     
Хостинг от uCoz